Малонакаряковская сельская библиотека-филиал № 15
муниципального бюджетного
учреждения культуры
централизованная библиотечная система
муниципального района Мишкинский район
Республики Башкортостан
logo
Кесе Нәкәрәк ауылы китапханаҺы
Башҡортостан РеспубликаҺының
Мишкә районы муниципаль районының
Муниципаль бюджет мәҙәниәт учреждениеһы
үҙәкләштерелгән китапханалар
селтэренең 15-се филиалы
452346, Республика Башкортостан, Мишкинский район, д.Малонакаряково, ул. Ленина, д.12
e-mail: 15mishcbs@mail.ru

С любовью и благодарностью

Во многом мировоззрение человека и его представление о себе формируются в детстве и юношеском возрасте — на это влияют совершенно разные факторы: например, родители, воспитатели, школьные учителя, а также кинематограф и литература. В русских сказках положительные женские персонажи, как правило, отличались красотой, которую невозможно «пером описать». Позднее стандарты в литературе стали меняться — Татьяна Ларина была не так привлекательна, как ее белокурая сестра Ольга, а тургеневская девушка вполне могла иметь большой нос и тонкие губы. Мы расскажем, как менялись представления о женской красоте в русской литературе.

Красавицы из русских сказок
Женские образы в детских сказках были близки к идеалам — невинные падчерицы, покорные жены, мудрые девушки, обладающие волшебными силами. Как правило, не было подробных описаний внешности героинь, а высшая степень красоты обозначалась так: «ни в сказке сказать, ни пером описать». Характеризовали девушек также через имена: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная. Таким способом у них сразу же выделяли наиболее яркие черты личности.

Настенька в «Морозко» проявляла терпеливость и по-доброму относилась к жестокой мачехе. Аленушка из «Аленького цветочка» Аксакова любила сестер, несмотря на их зависть и упреки, заботилась о своем отце и готова была пойти на жертву, чтобы его спасти. «Было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех… Меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее», — Аленушку выделяли из всех не по внешности, а по отношению к отцу и характеру. В частности, девушка проявляла скромность. В то время как старшая просила привезти зеркало, благодаря которому она могла стать «краше», Аленушка пожелала лишь аленький цветочек.
Эталон красоты в русских сказках определялся не внешностью, а чертами характера, такими как трудолюбие, мудрость, сила духа, доброта
Тем не менее, читатели могли уловить общие черты: белые руки и лицо, румяные щеки, длинные косы, лебединая осанка и глаза «словно звезды». В движениях прослеживались легкость (например, в сказке «Царевна-лягушка»), а иногда робость («Морозко»).
На контрасте с такими чертами, как покорность, сострадание, доброта, жертвенность были жадность, зависть, лживость. Отрицательные персонажи, а именно, злодеи всегда были уродливы — горб, седые волосы, длинный нос. Прием перевоплощения в животных использовался в сюжетах, где были проклятия — Царевна стала лягушкой. А в сказке «Белая уточка» — княжну наказали за нарушение запрета и превратили в уточку. Образы стройных высоких красавиц складывались благодаря книжным иллюстрациям и мультфильмам — в самих сказках не говорилось о росте, размерах и отдельных чертах лица героинь.

Образ, рождённый Пушкиным
Великий писатель и поэт был примером для многих других творцов IX века. Персонажи А. С. Пушкина хоть и были вымышлены, но они отражали суть людей тех далёких времён.
Один из ярких образов русской женщины — Татьяна Ларина. Эта героиня:
• крайне искренний, добрый и простой человек;
• со сложным внутренним миром, который невероятно многогранен;
• испытывает любовь ко всему, что её окружает и страстно любит жизнь.
Татьяна серьёзно относится к своему долгу. Особенно хорошо это прослеживается в вопросах личных отношений. Татьяна Ларина оказывается в сложных для её души обстоятельствах. Но, несмотря на то, что девушка влюблена в Евгения, она не перестаёт испытывать тёплые чувства к мужу.
Моральные принципы не дают девушке права причинить боль супругу, даже несмотря на душевные терзания. Таким образом, Пушкин своим пером создал образ идеальной женщины — красивой, доброй, искренней, тёплой, ранимой, но смелой.

Образ – это не только внешность, это то, что “читается”, глядя на вас. Какой бы чудесной женщина не была, но если она ужасно одета или накрашена, то образ теряется, меркнет. Какой бы внешней красавицей она не была, но если внутри тоже чего-то не хватает, то и образ будет неполным.
Целостность – это внутреннее + внешнее, которые как инь и ян проникают друг в друга и продолжают друг друга.

Безобразная – это значит без-образная. Не бывает безобразных женщин, бывают женщины без образа, те, у кого нет образа или в этом образе читаются какие-то провалы или пустоты – например.
Поэтому у образа есть как бы оболочка и содержание: как внешность и внешние проявления и то, что внутри, все ваши внутренние качества, весь ваш богатый внутренний мир.
Если внешняя оболочка красивая, а внутри ничего нет, то это читается как пустота, образ словно пустой, как шарик, как фантик. Поэтому в ней должно быть ваше внутреннее содержание. И опять же если внутреннее содержание богатое, но внешне не ограненое, то это тоже считается как пробел, алмаз еще не является бриллиантом.
Поэтому я предлагаю сегодня вам побыть сценаристом, художником, режиссером, психологом одновременно – для себя любимой.
Вспомните великих русских писателей – Толстого, Достоевского и других – они великие за счет того, насколько объемно они передавали образы своих персонажей. Каждого персонажа можно легко представить или нарисовать перед глазами – как раз за счет передачи образов. Особенно отличился Достоевский – образ Раскольникова очень хорошо запомнился многим, даже не из-за старушки, а он целую книгу посвятил одному образу, правда в основном раскрывал его через внутренние переживания.