Малонакаряковская сельская библиотека-филиал № 15
муниципального бюджетного
учреждения культуры
централизованная библиотечная система
муниципального района Мишкинский район
Республики Башкортостан
logo
Кесе Нәкәрәк ауылы китапханаҺы
Башҡортостан РеспубликаҺының
Мишкә районы муниципаль районының
Муниципаль бюджет мәҙәниәт учреждениеһы
үҙәкләштерелгән китапханалар
селтэренең 15-се филиалы
452346, Республика Башкортостан, Мишкинский район, д.Малонакаряково, ул. Ленина, д.12
e-mail: 15mishcbs@mail.ru

#МарийцыРождествоНовыйГод

Рождество и начало Нового года для нас, марийцев, называется Шорыкйол. Праздник начинается когда завершается зимний солнцеворот. Когда день начинает прибывать для марийцев наступает Новый год. Этот праздник начали отмечать ещё 6 тысяч лет назад наши финно-угорские предки.

 

На Шорыкйол собирают большой праздничный стол. Обилие еды характеризуется не только сытостью или весельем, но и благодарностью природе, этим они стремятся расположить её к себе. В Шорыкйол мари старались хорошо покушать, причем не только обычные, но и ритуальные блюда. Также задабривали кормом и животных.

Именно дети и начинали сам праздник: они гурьбой заходили в соседние дома и дружно выкрикивали: «Шорыкйол! Шорыкйол! Шорыкйол! » Хозяевам тоже нужно было ответить трижды, а затем высыпать на пол… орехи. Дети ползали по полу, «бодаясь» и крича: «Кум пача! Кум пача! Кум пача! » — «Три ягненка! Три ягненка! Три ягненка! » От хозяев, кто плохо угощал детей, малыши убегали в другой дом. Так, обойдя всю деревню, они порвну делили полученные подарки и ели вместе, играли, смеясь.

Важнейший момент обряда Шорыкйол — подношение даров. Пекли ÿяча (шаньги), варили пура (пиво), запасали пÿкш (орехи), деньги.

В образах ряженых Васликува—кугыза (старик Васлий и его старуха) марийцы видели предсказателей судьбы и свято верили в исполнение их предсказаний. Они одеты в старые тулупы, вывернутые мехом наружу шубы, лохматые шапки, в масках. Они ходят по домам односельчан и наводят шума, берут угощения, а Васли кугыза смотрит творения хозяев: мужчины проверяли своё снаряжение для охоты, рыбалки, работы с землёй, женщины вывешивали домотканые полотна, сшитые и связанные вещи, дети тоже демонстрировали свои поделки.

Кстати, хождения ряженых ученые считают языческими символами плодородия. Вывернутые шубы, старая одежда, надетая наизнанку, является воплощением идеи обновления жизни и преодоления смерти.

В настоящее время многие элементы праздничной обрядности утратили свои традиционные черты, но праздник продолжает сохраняться и отмечается всеми этнографическими группами марийцев