Малонакаряковская сельская библиотека-филиал № 15
муниципального бюджетного
учреждения культуры
централизованная библиотечная система
муниципального района Мишкинский район
Республики Башкортостан
logo
Кесе Нәкәрәк ауылы китапханаҺы
Башҡортостан РеспубликаҺының
Мишкә районы муниципаль районының
Муниципаль бюджет мәҙәниәт учреждениеһы
үҙәкләштерелгән китапханалар
селтэренең 15-се филиалы
452346, Республика Башкортостан, Мишкинский район, д.Малонакаряково, ул. Ленина, д.12
e-mail: 15mishcbs@mail.ru

Учитель русских учителей

Педагог Ушинский: учитель русских учителей
Константин Дмитриевич вошел в историю как основоположник российской научной педагогики, сделал немало добрых дел и просто был счастливым человеком
«Которого остроты попадали очень метко»
Костя Ушинский родился в 1823 году в провинциальной Туле, в семье отставного офицера, участника наполеоновской войны. Но на следующий год семья перебралась в еще большую глушь – в Новгород-Северский Черниговской губернии. Впрочем, Косте этот переезд пошел только на пользу.Гимназия в Новгороде-Северском была одной из лучших в государстве. Ушинский вспоминал: «Воспитание, которое мы получили… в бедной уездной гимназии маленького городка… было в учебном отношении не только не ниже, но даже выше того, которое в то время получалось во многих других гимназиях».

Все это благодаря директору гимназии Илье Федоровичу Тимковскому, в прошлом юристу и декану нравственного факультета Харьковского университета.

Влияние любимого директора было настолько сильным, что по окончании гимназии Константин Дмитриевич поступил на юридический факультет Московского университета. Шел 1840 год, на кафедре блистал Грановский, в университете было время вольнодумцев.

Ушинскому все это очень понравилось. Один из однокашников писал: «Студенты-аристократы, любившие пускать пыль в глаза французскими фразами, рысаками, франтовскими мундирами и всякими модными затеями, страшно боялись Ушинского, которого остроты попадали очень метко».

С 1846 года Ушинский исполняет обязанности профессора в легендарном ярославском Демидовском лицее. Для старта – блестяще.Исследователь В.Щеглов писал о молодом преподавателе: «Увлечение Ушинского передается слушателям, и они все, вместе со своим лектором, не слышат звонка, не замечают, что уже настал конец лекции, что уже давно около дверей стоит другой профессор, дожидается своей очереди, – и только когда терпение этого последнего окончательно истощится и он обратится к Ушинскому с заявлением, что пора кончать, а то он, профессор, уйдет, – Ушинский, немедленно спустившись с облаков своей пламенной фантазии, страшно конфузится, просит извинения и летит стремглав из аудитории, покрываемый громом аплодисментов очарованных его речью студентов».

Одна беда, то, на что сквозь пальцы до поры до времени наблюдали в здании на Моховой, в провинциальном Ярославле было в принципе немыслимо. В 1849 году на Ушинского последовал донос в Министерство народного просвещения.

Начальник Ярославской губернии майор Бутурлин докладывал, что молодой профессор и еще один его товарищ «подали слишком невыгодное о себе понятие за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея».

Сам Демидов, на деньги которого содержался лицей, вступился за либерального профессора, но, правда, очень осторожно: «Ушинский имеет большое влияние на студентов; он мог бы быть полезным в лицее, но нужно иметь за ним постоянное наблюдение со справедливой строгостью в отношении к службе».

Попечитель уверял, что «ему следовало бы сначала несколько лет поработать в гимназии, где он приучился бы к строгому исполнению приказаний начальства».

В результате больших неприятностей удалось избежать. Константину Дмитриевичу позволили подать прошение об увольнении в Москву или Санкт-Петербург для консультации «с тамошними медиками о болезни».

Сработала вечная спасительная технология – «сказаться больным». Впрочем, у Ушинского действительно были проблемы с легкими.

Какое-то время Константин Дмитриевич пытается найти себе работу в ставшем для него привычном Ярославле, но Бутурлин на чеку, молодого учителя везде ждет отказ. Тогда он действительно переезжает в столицу, устраивается столоначальником в департамент духовных дел и иностранных вероисповеданий. Откровенно филонит. Педагог Юлий Рехневский писал: «К департаментской службе Ушинский, как сам часто говорил, был совершенно неспособен, и, по-видимому, он не принимал никакого участия в производстве текущих дел департамента и даже редко туда являлся, занимаясь на дому составлением исторических записок и исполнением других подобного рода поручаемых ему работ».

Между тем, Константин Дмитриевич всерьез пробует себя в писательстве. Начинает вплотную сотрудничать с журналами «Современник» и «Библиотека для чтения». Первый был либерален и близок по духу, во втором просто неплохо платили.

«Я желал бы, чтобы все люди были религиозны»
В 1854 году открывается очередная страница педагогической биографии Константина Дмитриевича. Товарищи по ярославскому лицею помогают ему устроиться преподавателем русской словесности в Гатчинском сиротском институте. Можно подумать, что известная пословица – не имей сто рублей, а имей сто друзей – сочинялась именно про педагога Ушинского.

Нельзя сказать, что предыдущий опыт ничему его не научил. Он прекрасно представлял себе, что свободолюбивые идеалы, которые он проповедовал в Демидовском лицее, здесь тоже не составят для него твердый фундамент. Но без них само преподавание не имело никакого смысла. Константин Дмитриевич не наступает на старые грабли. Он уверенно и вполне осознанно следует своим курсом.

Хотя поначалу все было прекрасно. Уже на следующий год Ушинский был переведен с должности обычного преподавателя в должность инспектора. Институт меняется стремительно. Только вчера фискальство поощрялось, а сегодня за него уже наказывают. Полностью прекращается воровство. Раньше над слабым было принято издеваться, и вдруг стало делом чести защищать его и помогать ему.

Но в результате все тот же сценарий. Чересчур передовому инспектору указали на дверь.

Он, однако, опять не сдается. Задействует свои знакомства, которых у остроумного и обаятельного профессора с каждым годом все больше и больше. На этот раз смутьяну протежирует – страшно представить – сама императрица Мария Александровна.

Петр Кропоткин писал: «Из всей императорской фамилии, без сомнения, наиболее симпатичной была императрица Мария Александровна. Она отличалась искренностью, и когда говорила что-либо приятное кому, то чувствовала так… Ее дружба с Ушинским спасла этого замечательного педагога от участи многих талантливых людей того времени, то есть от ссылки».

В результате, вместо ссылки – должность инспектора в Смольном институте благородных девиц. И правда, не в уездную ж гимназию устраивать царице своего, фактически, приятеля. Место должно соответствовать статусу покровительницы.

Педагог Виктор Острогорский восхищался: «Благодаря энергии и таланту одного человека, в какие-нибудь три года совершенно обновилось и зажило полной жизнью огромное учебное заведение, дотоле замкнутое, рутинное и не возбуждавшее в обществе никакого интереса.

Всюду в Петербурге заговорили о Смольном и его необыкновенных учителях. Чиновники разных ведомств, многие, просто интересовавшиеся педагогическим делом, приезжали нарочно из города послушать удивительные уроки, особенно в младших классах».

Вошли в моду четверги Ушинского. В эти дни в его квартире в Смольном собиралась столичная педагогическая элита.

Либерализация по всем фронтам. Вплоть до мелочей, раньше воспитанницы не имели права уезжать на каникулы и праздники домой, а теперь имеют. Вводятся естественные науки. Появляются сборники Гоголя, Лермонтова. Математика, которая вводила всех в уныние, вдруг превратилась в увлекательную игру разума.

«Уничтожьте школьную скуку, – говорил Ушинский – и вся смрадная туча, приводящая в отчаянье педагога и отравляющая светлый поток детской жизни, исчезнет сама собой».

А одна из воспитанниц признавалась: «Никто из нас не мечтал более о балах, о выездах, об эффекте, произведенном роскошью туалета и легкостью танца, – теперь все хотели работать, все мечтали о серьезных занятиях, даже девушки, совершенно обеспеченные в материальном отношении».

В Смольном Ушинский продержался три года, с 1859 по 1862. Все закончилось доносом начальницы института, статс-дамой Марией Леонтьевой. Константина Дмитриевича обвиняют в вольнодумстве, непочтении к начальству и даже атеизме. Последнее уж совершенно зря – Ушинский был верующим человеком. Он часто говорил: «Я желал бы, чтобы все люди были религиозны».В результате власти приняли решение: командировать педагога Ушинского за границу для изучения школьного дела. С глаз долой – из сердца вон.

Пустили козла в огород. Константин Дмитриевич путешествует по Франции, Германии, Швейцарии, Италии и Бельгии. Бывает везде – от частных гимназий до детских садов. В Россию возвращается спустя несколько лет, но, вопреки обыкновению, больше не ищет места в образовательных учреждениях. Он вышел на новый уровень – теперь Ушинский пишет книги.

За время пребывания в России и в процессе заграничного путешествия, он много понял, и теперь должен об этом сказать. Еще в Западной Европе Константин Дмитриевич написал две работы – «Родное слово» и «Детский мир». Они, фактически, стали первыми отечественными многотиражными учебниками для начальной школы.

В России же он приступает к главному делу своей жизни – работе над трехтомником «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Кроме того, Ушинский постоянно выступает в периодике, посещает училища и гимназии, общается с педагогами. Он все такой же обаятельный, и вместе с этим убедительный, с ним так же непросто и в то же время легко.

Одна из воспитанниц Ушинского описывала его внешность: «Худощавый, крайне нервный, он был выше среднего роста. Из-под его черных густых бровей дугою лихорадочно сверкали темно-карие глаза. Его выразительное, с тонкими чертами лицо, его прекрасно очерченный высокий лоб, говоривший о недюжинном уме, резко выделялся своею бледностью в рамке черных, как смоль, волос и черных бакенов кругом щек и подбородка, напоминавших короткую густую бороду.

Его тонкие, бескровные губы, его суровый вид и проницательный взор, который, казалось, видит человека насквозь, красноречиво говорили о присутствии сильного характера и упорной воли. Мне кажется, если бы знаменитый русский художник В.М.Васнецов увидел Ушинского, он написал бы с него для какого-нибудь собора тип вдохновенного пророка-фанатика, глаза которого во время проповеди мечут искры, а лицо становится необыкновенно строгим и суровым».

А преподаватель симферопольской гимназии писал: «Дружественный тон, которым автор «Родного слова» говорил с учителями, мягкость обращения и простота быстро привлекали к нему всех.Он смотрел на каждого учителя, как на равного себе товарища, и скромно, терпеливо, с непритворным уважением слушал всякое замечание и возражение…

Проэкзаменовал всех учениц, поступивших в первый класс. Учительницу поразило, с каким искусством великий педагог опрашивал детей. Он ставил вопросы просто, ясно и в то же время так, что по ответам можно было легко понять, насколько подготовлена и развита та или иная ученица».

За педагогом закрепляется прозвище – «учитель русских учителей».

Он мог бы сделать больше, но здоровье не позволило. Великий педагог скончался в возрасте 45 лет от простуды. Доктор Алексей Шкляревский в медицинском заключении писал: «Страдая хроническим воспалением легких, свойство его долголетнего хронического страдания требовало вместе с хорошими климатическими условиями почти абсолютного воздержания от всякой напряженной деятельности, и я не могу поэтому сомневаться, что именно усиленные ученые литературные работы Ушинского, которыми ознаменовались последние годы его жизни, с медицинской точки зрения были для него пагубны, потому что они истощили его слабые физические силы и были существенной причиной его преждевременной кончины».

Третий том «Человека как предмета воспитания…» так и остался недописанным. Его старшая дочь Вера после смерти Константина Дмитриевича открыла в Киеве на собственные деньги мужское училище. А младшая Надежда продала отцовские рукописи, и на вырученные средства основала в Богданке – родовом имении Ушинских – начальную школу.