В помощь составлению плана 2022 г.
Дорогие коллеги!
Предлагаем вашему вниманию ежегодные рекомендации по планированию работы на очередной календарный год. Что будем планировать, а затем воплощать в жизнь? Все ли получится, что задумаем? Мы видим, как стремительно меняется жизнь мира, страны и нашей библиотечной сферы. Что было раньше –
неактуально, появились другие приоритеты, они тоже претерпевают изменения. Всю работу мы теперь делим на два: офлайн и онлайн. Внутри этих двух направлений – еще множество: для детей, родителей, педагогов, коллег. Дальше – больше: по возрастам, по интересам, по темам и т. д.
Приоритетные направления работы и названия мероприятий
• Поддержка и развитие детского чтения.
Названия мероприятий: «Друзья в переплете», «Жил однажды прекрасный поэт…», «Каждой книге – ее читателя», «С днем рождения, книжка!», «Книгопортация», «Классное внеклассное чтение», «Твои друзья – писатели и книги», «Город открытых книг», «Читай, или проиграешь!», «Забытые книги желают познакомиться».
• Воспитание гражданственности и патриотизма.
«Мы – граждане одной страны», «Вместе под одним небом», «Милосердие – отклик души», «И нравы, и язык, и старина седая», «Прошлое требует слова», «Грядущему веку о землях отцов», «История страны – моя история», «Душа России в символах её», «Три цвета России», «Страницы Победы. Читаем! Гордимся!»,
«Шли мои земляки по дорогам войны», «Как хорошо на свете без войны!».
• Содействие успешной социализации подрастающего поколения.
«Мы интересны миру – мир интересен нам», «Найти свою дорогу в жизни», «Обязан и имею право», «Я – правознайка», «Большие права – маленьким», «Жизнь дана на добрые дела», «Каждый особенный – все равные» «Я иду тебе навстречу», «В добрый путь к самому себе».
• Поддержка образования, развитие интеллекта, общей культуры.
«Что мы знаем? Что мы хотим узнать?», «Сегодня школьники – завтра учёные», «Очень интересно всё то, что неизвестно», «Назад в будущее: науки, изменившие мир», «Вы спрашиваете – книги
отвечают!», «Чтобы умными нам быть – нужно с книжками дружить!», «Мир через культуру», «Живёт на свете красота», «Золотая россыпь русского фольклора», «Живописные сказки»,
«Человек богат знаниями! Мудрость и знания в книгах!», «Кто знает Аз да Буки, тому и книгу в руки!».
• Здоровый образ жизни, безопасность жизнедеятельности.
«Быть независимым – модно!», «Сделай правильный выбор», «На волне здоровья», «Пословицы и поговорки о спорте и ЗОЖ», «Успех в твоих руках», «Безопасность в каждый дом!», «Раскрась
жизнь яркими красками», «Книжные истории о здоровье», «Скажи жизни «ДА», «Здоровый образ жизни – наш путь к успеху!», «Не допустим мы пожара», «Знать правила дорожного движения, как
таблицу умножения».
• Работа с семьей, организация семейного чтения и общения, привлечение к сотрудничеству родителей.
«Всей семьей у книжной полки», «Вместе весело читать», «Прижаться к маме и читать!», «Дружим с книгой всей семьей», «Мамам и папам по секрету о детских книжках», «Чтение ребенка – это чтение семьи», «Родительская академия», «Супер- Мама», «Я плюс бабушка моя», «Как на книжкины именины
собрались мы всей семьей», «Сказочные бабушки и дедушки», «Вместе читаем, играем, мастерим».
• Продвижение экологических знаний.
«Сделай мир лучше!», «Оглянись вокруг – везде жизнь таинственная и удивительная», «Полюби, познай и будь за все в ответе», «На этот мир завещано беречь», «Книжки умные читаем и природу уважаем», «Как прекрасен этот мир – посмотри!».
• Ознакомление с историей, литературой, природой Башкортостана.
«Малая родина: тайны и открытия», «Я на этой земле родился…», «И нашим землякам есть, кем гордиться!», «Знай и читай башктрских писателей», «Литературное пространство Башкортостана», «Башкирская история в книгах», «Сказания о земле Башкирской», «Знаменитые краеведы», «Башкирам есть, чем с миром поделиться!», «Край берёз и сосен и грибных полян», «Всяк кулик своё болото хвалит!».
• Развитие информационной культуры учащихся.
«Информационный зонтик», «Компьютерная азбука», «Ваш виртуальный мир», «Книги, Интернет и я – вместе мы друзья», «Информационная грамотность – успешная личность», «Лучший
путешественник в мире информации», «Мир цифровой Вселенной», «Литературный континент», «Галерея книжных новинок»: смотри и читай!», «Библиотека – навигатор в море информации».
• Изучение пользователей.
«Подросток в мире и мир подростка», «Твой взгляд на чтение – это учение, мучение или увлечение?», «Какой книги не хватает в библиотеке?», «Считаешь ли ты себя здоровым человеком?», «ЗОЖ – это…», «Узнай писателя по его портрету».
• 2022 г. – Празднование 350-летия со дня рождения российского императора Петра I (9 июня 1672 г.).
Современные формы работы:
– видеоистории «Петр I и Псковский край»;
– комикс-истории «Что я знаю о Петре Первом?»;
– рэп-истории ««То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник»;
– квест-игры «Окно в Европу», «Петр I и его время», «Русская семерка: семь громких реформ Петра I».
Темы мероприятий:
Беседы (акции) «Почему Петра I называют Великим?», «Личность в истории – Петр Первый!», «Петр I в литературных произведениях», «Всё – для России», «Книги Петровской эпохи», «Когда Пётр Великий был маленьким».
Виртуальное путешествие «Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид…» (о Санкт-Петербурге), «Кабинет чудес: о петровской Кунсткамере».
Информационно-досуговая программа «Петровский бал».
Информационные часы «Интересные факты правления Петра I», «Растения, которые пришли в Россию с Петром I», «Образ Петра I в живописи и скульптуре».
Исторический брейн-ринг «Эпоха славных дел», «Петровские реформы».
Исторические игры «Когда Россия молодая, мужала с гением Петра», «Не для себя тружусь, а для будущей пользы государства», «Великий царь и реформатор».
Исторический урок-портрет «На троне вечный был работник».
Литературные дебаты «Личность и деятельность Петра I: свидетельства соотечественников и иностранцев».
Мастер-класс «Петровский кораблик».
• 2022 г. – Год народного искусства и нематериального культурного наследия России.
Названия мероприятий: «На перекрёстке культур», «Край мой – гордость моя», «Дружный хоровод народных сказок», «Дома разных народов», «Вместе на одной земле», «Многоцветье народов –
многоцветье культур», «Дары наших предков».
P.S. В дальнейшем буду обновлять рубрику “Библиотекарям. План 2022 года.” новыми материалами и предложениями, может что-то полезное для себя найдете, Добро пожаловать в сайт!
- Устное народное творчество (сказки, эпические песни, эпические сказания, былины, фольклорная проза);
- Исполнительские искусства (песенное искусство, танцевальное искусство, музыкально-инструментальное искусство, театральное искусство (народный театр, народный цирк и т. п.), сказительство);
- Празднично-обрядовая культура (праздники, обряды, ритуалы).
Подумайте в 2022 году над созданием мини-музеев, экспозиции, уголка в библиотеке. Каждая библиотека хочет быть уникальной, иметь свое лицо. Музей – это престижно, положительно повлияет на имидж библиотеки. Музей (мини-музей) сегодня является эффективным средством воспитания подрастающего поколения. Он становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур. В рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия можно создать мини-музеи: костюм», «Народные промыслы России», «Окно в прошлое», «Народная игрушка», «Горница». Интересной формой работы может стать создание музея одного предмета (например, музей матрешки, музей самовара, музей платка). Один музейный предмет. А за ним целая человеческая жизнь, и даже возможно жизнь не одного поколения. Мероприятия можно приурочить рассказывая об устном народном фольклоре: о считалках, потешках, прибаутках, сказках и др., дающие представления о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.
«Забытые умения и ремесла», «Изделия из дерева», «Народные художественные промыслы», «Игрушечных дел мастера», «В каждой избушке – свои игрушки», «В мире нет милей и краше песен и преданий наших», «Возвращение к истокам», «Гончарное искусство», «Диво дивное – песня русская», «Духовность. Нравственность. Культура», «Заветы доброй старины», «Звени, звени, златая Русь», «Из нас слагается народ», «К истокам народной культуры», «Мир дому твоему: традиции и обычаи»,«Многообразие русских народных промыслов», «Народным традициям жить крепнуть», «Путеводитель по святым местам