Малонакаряковская сельская библиотека-филиал № 15
муниципального бюджетного
учреждения культуры
централизованная библиотечная система
муниципального района Мишкинский район
Республики Башкортостан
logo
Кесе Нәкәрәк ауылы китапханаҺы
Башҡортостан РеспубликаҺының
Мишкә районы муниципаль районының
Муниципаль бюджет мәҙәниәт учреждениеһы
үҙәкләштерелгән китапханалар
селтэренең 15-се филиалы
452346, Республика Башкортостан, Мишкинский район, д.Малонакаряково, ул. Ленина, д.12
e-mail: 15mishcbs@mail.ru

Ночь искусств – 2021

#МалонакаряковскаяБиблиотека #библиотеки #Мишкинскийрайон #ЧитающийМишкинскийрайон #МишкинскаяЦБС
#мывместе #мыедины #россияобъединяет

Всероссийская акция “Ночь искусств” – ежегодная культурно-образовательная акция, которая дает зрителям возможность бесплатно посетить театры, музеи, библиотеки и другие культурные площадки.
Акция ежегодно проходит в 85 регионах Российской Федерации.
«Ночь искусств» приурочена ко Дню народного единства, который отмечается в России сегодня, 4 ноября.
Акция проходит при поддержке Министерства культуры РФ, социальных сетей «Вконтакте» и «Одноклассники». Партнерами «Ночи искусств» также являются платформы «PRO.Культура.РФ», «Клипы ВКонтакте», проект «Культурный регион».
Впервые акция «Ночь искусств» состоялась в Москве в 2013 году, впоследствии к ней присоединились некоторые другие города и регионы. Акция объединила ставшие популярными фестивали «Ночь музеев», «Библионочь», «Ночь музыки» и другие. В 2013 году в ней приняло участие 150 учреждений культуры.
В рамках акции проводятся встречи с писателями, актерами, художниками и музыкантами, мастер-классы, концерты, спектакли, выставки.
Разножанровость культурных событий «Ночи искусств», а также ежегодное проведение акции в День народного единства сформировали логичный слоган акции: «Искусство объединяет».

Сегодня, в День народного единства, в рамках акции «Ночь искусств» мы хотим вам предложить видео-путешествие «Славный день в истории России».
Вы совершите виртуальную экскурсию в далекое историческое прошлое нашей страны. Для Вас оживут страницы истории нашей страны: будет рассказано об историческом прошлом Руси, об истории праздника, о событиях 400-летней давности. Что именно 4 ноября 1612 года два русских героя — Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский изгнали из Московского Кремля польских захватчиков, тем самым, положив конец тридцатилетнему периоду, который историки называют Смутным временем, о славном подвиге защитников нашей земли.

https://cloud.mail.ru/public/RD5t/nW2GNtCZZ

 

Вторая тема «Ночи искусств» в 2021 году —

многообразие культур России.

Россия – многонациональное государство, где проживает более 190 народов. Каждый из них бережно хранит своё культурное наследие.

Предлагаем вам вспомнить старинные русские традиции и обычаи.

У славянских народов в недалеком прошлом исчисление времени велось по церковным праздникам и постам. События русской деревенской жизни происходили «на Сретенье», «на Благовещенье», «в Петровки», «на Казанскую», и были связаны с памятными датами церковного календаря, который тесно переплетался с древними, дохристианскими (языческими) поверьями и приметами. Не было дня в году, не отмеченного поминовением какого-либо одного, а чаще нескольких святых — поэтому народ прекрасно обходился без привычных современному человеку чисел и месяцев.

Провинциальное дворянство также вело счет дням не по официальному календарю. Достаточно процитировать отрывок из романа И.А. Гончарова «Обломов», чтобы представить типичную картину того времени: «Они вели счет времени по праздникам, по временам года, по разным семейным и домашним случаям, не ссылаясь никогда ни на месяцы, ни на числа…»

Филипп на Благовещенье

Ушел, а на Казанскую

Я сына родила.

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Мы, люди 21 века, живем в новых динамичных ритмах. Но природа по-прежнему верна своим циклам смены сезонов. Как работают народные приметы сегодня? Следите за народным календарем, сверяйте его сведения с днем сегодняшним!

14 ноября – Кузьминки осенние. Приметы и традиции дня

Православная церковь чтит память святых Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна) – двух братьев, обладавшим даром целительства и никогда не бравших плату за свои труды, из-за чего их прозвали бессребренниками.

У святых братьев просят заступничества во исцеление от недугов, помощи в трудном учении и мире в семье.

Богатые люди сегодня посылали неимущим птицу и яйца.

В народном календаре существуют летние кузьминки (14 июля) и Осенние (14 ноября). осенние кузьминки считались девичьим праздником и сопровождались молодежными посиделками с застольем, пенными ячменными напитками, песнями и плясками. Так что да, 14 ноября в этом году попадает на субботу – самое время устроить молодежную вечеринку!

Начало ноября – зимний Кузьма и Демьян, в честь памяти святых бессребреников Космы и Дамиана. Сельские мужики почитали братьев как искусных кузнечных мастеров. В деревне этот день называли кузьминками, еще курьими поминками, т.к. ноябрь – время забоя кур. Для женщин наступало время заниматься пряжей. Кузьминками девушки начинали череду девичьих праздников. На эти дни девушки откупали в деревне самый просторный дом, накрывали стол. Из соломы и сухой травы делали чучело, нарекали Кузьмою. На вечеринку приходили парни. Начиналась потешная свадьба. Неожиданно Кузьма умирал, тут же устраивали потешные похороны. Чучело укладывали в корыто, за селом его сжигали или топили в реке. При этом громко кричали, били в тазы. Этими действиями, по древнему поверью, прогоняли нечистую силу от деревни, чтобы она не мешала пережить долгую зиму. Веселье продолжалось до утра.

Интересно, что в некоторых селах девушки поручали парням «добыть» курицу для застолья, – то есть ее надо было украсть. Что парни и проделывали в сумерках, с огромным переполохом и кудахтаньем. Сегодня к этому обычаю относились спокойно, хотя в сердцах и могли огреть ухватом, – если поймают с курицей под мышкой, конечно!

Для девушки сегодня познакомиться с одиноким мужчинам сулит счастливый брак.

С языческих времен дошло еще одно название дня – курьи именины Как следует из названия, героем дня являлись куры.

Сегодня на столе обязательно должны быть блюда из курицы. Этот обычай связывали с деньгами: съесть сегодня курицу – к изобилию весь год. Гвоздем программы для вечеринки в народных традициях будет курник – пирог с курятиной.

Чтобы излечиться от болезни, больным в этот день давали съесть куриное сердечко.

Петух стоит на одной лапе – к морозам.

Сегодня можно и нужно подавать милостыню, однако при этом ни в коем случае нельзя смотреть в глаза просящему – считается, что его участь может вам передаться.

Найти на Кузьминки кошелек – к большому неожиданному богатству, наследству.

Наоборот, потерять кошелек – к финансовым неурядицам.

Обычно считается, что умываться ключевой водой полезно для молодости и красоты. Но не сегодня. Сегодня это может, наоборот, смыть красоту с лица.

В ночь на Кузьминки в доме мяучет кошка – скоро придет радостная весть.

Если день сегодня теплый – вся зима такой будет.

Снег уже лег основательно – к высокому весеннему половодью.

Реки и озера покрылись льдом – зима пришла, и оттепели ждать уже не стоит.

Кузьминки были еще и молодежным праздником. Девушки собирались вместе в свободной избе, накрывали на стол (обязательным блюдом считалась каша) и приглашали холостых парней. Посиделки нередко продолжались до рассвета, а после молодые люди, расправившись с угощением, отправлялись воровать соседских кур.

Яйца, которые несли «челобитные куры», считали лечебными. С домашней птицей связан еще один обычай. В этот день справляли курьи именины. Богатые люди отправляли кур в подарок бедным родственникам. Крестьянки приносили птиц в дар боярыням, а те в ответ одаривали их лентами. Таких «челобитных кур» было принято содержать в почете — кормить овсом, ячменем и никогда не убивать. А яйца, которые они несли, считали лечебными.

В день Кузьмы и Демьяна обращали внимание на приметы погоды. Если день выдавался снежным — следовало ждать весной большого разлива рек. Лист, оставшийся на дереве до Кузьминок, предвещал мороз следующей зимой.

Фольклорный обряд Кузьминки, ансамбль Хусточка.

https://www.youtube.com/watch?v=2tQK26VGhfA

Фрагмент русского народного праздника “Кузьминки”

https://www.youtube.com/watch?v=SN-MGyJfWbI 

Тест: Знаете ли вы народные приметы?

В народных приметах сохранились многовековые знания и представления наших предков об окружающем мире — иногда поразительно точные, иногда нелогичные и совершенно непредсказуемые. Пройдите тест в «Культура.РФ» и узнайте, разбираетесь ли вы в старинных поверьях, и не забудьте поделиться результатом с друзьями.
https://www.culture.ru/materials/255965/test-znaete-l..

“Детские” русские традиции

Что такое «бабкина каша», как можно было «застричь язык» ребенку и кому дарить подарок на первый зубик? Многие русские традиции, которые были связаны с рождением и воспитанием детей, сохранились и сегодня. Рассказываем о самых популярных ритуалах, а заодно — о происхождении некоторых устойчивых выражений.

Что такое «принести в подоле»

В современном языке это выражение означает «родить внебрачного ребенка», а еще 100 лет назад в подолах нередко приносили младенцев замужние крестьянки — в прямом смысле. Будущая мать работала до самых родов, которые могли начаться где угодно.

«В доме справляет всю домашнюю работу, и в поле — вяжет, полет, молотит, берет конопли, сажает или копает картофель, вплоть до самых родов. Иные женщины рожают, не домесив хлебов. Иные родят в поле, иные в тряской телеге». (Ольга Семёнова-Тян-Шанская, этнограф. Из книги «Жизнь Ивана»)

Обычно к такому развитию событий не готовились и вещей для новорожденного с собой не носили. Иногда мать заворачивала ребенка в платок, а иногда просто несла домой в подоле платья или в фартуке.

В «Пословицах русского народа» Владимира Даля встречается выражение «Бычок-третьячок (о баловне). В подоле выношен». «Носить в подоле» означало также «баловать».

Крещение: «бабкина каша» и «обмывание копытец»

Крестили детей обычно на второй-третий или сороковой день после рождения. Родители и гости проводили множество обрядов, которые должны были привлечь к новорожденному счастье, красоту и богатство. Сто лет назад на крестины готовили кутью — сегодня это блюдо подают лишь на поминки. Крестильная каша была скоромной: к пшенице или ячменю, помимо традиционного меда и изюма, добавляли сливочное масло, молоко, яйца. Готовила блюдо повитуха — «бабка». «Бабкину кашу» выносили в конце застолья, крестные ее «выкупали», заплатив несколько монет. Отцу ребенка «бабка» подавала пересоленную и сильно перченную кашу, приговаривая: «Каково солоно было матери родить тебе сына, такова и тебе будет эта каша».

Выражение «обмыть копыта» описано в Толковом словаре Даля, оно означало «выпить могарычи по продаже лошади». Однако этот ритуал проводили и на крестильном застолье. В конце торжества все гости выпивали за здоровье младенца и дарили ему подарки, это и называлось «обмыть ножки» или «обмыть копытца». Иногда детские стопы во время обряда действительно омывали вином. Сегодня это выражение означает практически то же самое — «отпраздновать рождение ребенка, выпить за его здоровье».

Ложечка на первый зубок

Первоначально «на зубок» по русскому обычаю одаривали мать — чаще всего на крестильном пиру. «Положить роженице на зубок, позолотить, посеребрить зубок, дарить роженицу», — зафиксировал в своем словаре Владимир Даль. В Толковом словаре 1935–1940 годов под редакцией Дмитрия Ушакова выражение трактуется уже как подношение ребенку: «На зубок подарить (разг. устар.) — сделать какой-нибудь подарок новорожденному». Обеспеченные люди старались одарить серебряной вещью, отсюда «посеребрить зубок». А так как ложка на Руси была предметом индивидуального пользования, как сегодня зубная щетка, то и думать долго не надо было: новому члену семьи нужна своя ложечка. Позже ее стали дарить, когда прорезался первый зуб — с этого момента ребенку начинали давать твердую пищу, и прибор оказывался как нельзя кстати.

Кот, колыбельные, Дрёма: убаюкивающие обряды

Чтобы малыш хорошо спал, в зыбку клали осиновую кору или камешек. Иногда в новую кроватку пускали спать кота — главного персонажа многих колыбельных песен.

«Помогал» укачивать младенцев Дрёма. В «Словаре русских суеверий, заклинаний, примет и поверий» его описывали как «вечерний или ночной дух в образе доброй старушки с мягкими, ласковыми руками или же в обличье маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом».

Ваня будет спать,

Котик Ваню качать.

А котик его качать

Да, серенький, величать.

Сон да Дрёма,

Усыпи мое дитя!

Во многих регионах существовала примета: нельзя качать пустую колыбель. Это якобы могло вызвать у ребенка бессонницу, а у матери — скорую новую беременность. Позже качание пустой колыбели стали связывать со смертью младенца. Подобный запрет и сегодня распространен в Северной Европе, на Кавказе, в Казахстане и других странах. В России его перенесли и на детские коляски.

Время первой стрижки

В древности волосы стригли по определенным поводам. Например, вплоть до XX века обычай «обрезания косы» бытовал на свадьбах: невесту слегка постригали или расчесывали ей волосы. До наших дней дошли и отзвуки детских обрядов, отмечавших разные стадии взросления. Первый раз ребенка полагалось стричь в год. Считалось, что, если постричь ребенка до года, можно «укротить ум» или «застричь язык» — помешать развитию речи. После года детей стригли каждый Чистый четверг, сажая на шубу — это олицетворяло будущее богатство.

Мышка вместо Зубной феи

История современной Зубной феи началась в конце XIX века. Сказку о ней создал писатель Луис Колома. Ее заказала для своего маленького сына-короля Альфонса XIII его мать-регентша королева Мария Кристина. За 1000 лет до этого обычай вознаграждать малышей был известен у викингов, которые носили молочные зубы как талисманы на удачу в бою. На Руси подарков в таких случаях не полагалось, однако особый ритуал существовал. Чтобы у ребенка росли крепкие и здоровые зубы, полагалось стать спиной к печке, закинуть выпавший молочный зуб через плечо и сказать: «Мышка, мышка! На тебе костяной зуб, а мне дай железный!» Или: «Мышка, мышка, вот тебе зуб репяной, дай мне костяной!».

Учение с 7 лет

В семь лет у детей начинался особый возраст. Считалось, что они проходят первый серьезный этап взросления. Если до этого все бегали в рубашонках, а во «взрослую» одежду наряжались только по праздникам, то после семи мальчики начинали носить штаны, а девочки — сарафаны и юбки. С этого времени детей учили грамоте. В былине о богатыре Добрыне Никитиче рассказывалось: «А и будет Добрыня семи годов, / Присадила его матушка грамоте учиться».

Крестьянская семья воспитывала детей в труде. Им поручали посильную работу: пасти лошадей, загонять скотину, собирать с поля картошку. Девочки оставались при матери и учились разогревать и готовить еду, прясть и нянчить младших детей. А мальчики с этого времени находились при отце и учились мужским занятиям.

 

Русская народная песня

Один мудрец, живший в древности, сказал: чтобы понять душу народа, нужно услышать его музыку.

Русская музыка так же многогранна, удивительна, глубока и противоречива, как сам русский человек, как вся история русского народа.

Музыкальная культура нашей страны корнями уходит глубоко в древность. Прорастая через века, она обогащала и обогащает мировую культуру бессмертными произведениями.

Прекрасны народные песни России. Вплоть до середины XX века в каждом селе, в каждой области существовали свои песенные традиции, свои наигрыши, свои мелодии, тексты. Благодаря ученым-этнографам они записаны, и можно услышать, как пели в старину долгие протяжные и сказывали былины, как причитали на свадьбе, когда расплетали невесте косу, как звучит воронежский рожок, а как – курские кугиклы.

Каждый человек имеет своё лицо, свой характер, – так же каждый город, каждая область в России не похожи друг на друга, и народные песни у всякого села были свои. Северные песни не похожи на южнорусские и казачьи, напевы сел Западной России разительно отличаются от сибирских. Такое различие связано с диалектными особенностями и с климатическими, природными условиями каждого региона. В южнорусских степях песня звучит широко, просторно, а на севере, где, как говорят в народе, и «рот-то широко не откроешь – холодно», напев в песне словно бусинки перекатывается или поземкой ползет. На западе, в Брянске, который в старину назывался Дебрянском из-за непроходимых лесов, поют гукальные песни, высокие, с громкими вскриками в конце строфы, чтобы поймать эхо и по звуку определить, прогрелась ли земля после зимы. Казачьи песни передают характер смелых, вольных людей, в исторических песнях донских, кубанских, оренбургских, терских, уральских и других казачьих войск рассказывается о походах, сражениях и победах славных защитников Государства Российского. В их строевых песнях чувствуется ритм упругой конской поступи, плясовые песни наполнены страстью и горячностью, а протяжные – бесконечны в своей тоске, красоте и грусти.

Протяжные песни, романсы, плясовые и частушки, скоморошины и былины – народная музыка явилась главной вдохновляющей силой для большинства русских композиторов. «Создает музыку народ, а мы же, композиторы, только аранжируем ее», – говорил Михаил Иванович Глинка. Со времен становления русской классической музыки и до наших дней фольклор питал русскую композиторскую школу. Множество произведений написано с использованием подлинных народных песен и наигрышей. Великие музыканты начинали свое восхождение к творческой славе изучения русской бытовой песни еще в XVIII веке. Среди первых ее собирателей были – Николай Андреевич Римский-Корсаков, Милий Алексеевич Балакирев, Анатолий Константинович Лядов и другие.

Народная музыка и сегодня остается востребованной, потому что для самоощущения и самосознания человека необходимо восприятие живой традиции: оно дает людям возможность почувствовать связь с родной землей, с родным народом, ощутить уникальность родной культуры и силу, сокрытую в нём самом. «Наши народные песни – это грандиозное сокровище», – писал композитор Георгий Свиридов. В них есть все, что нужно… Это музыка нашего будущего».

Предлагаем посмотреть и послушать несколько песен

русского народного фольклорного ансамбля «Ручейки» Малонакаряковского СДК.

https://youtu.be/vkhJ1epRmZ0

https://youtu.be/_zefmoHY9hA

https://youtu.be/7ArixQ8oahY

https://youtu.be/UeTKrwk5oqw