Ночь искусств – 2021
#МалонакаряковскаяБиблиотека #библиотеки #Мишкинскийрайон #ЧитающийМишкинскийрайон #МишкинскаяЦБС
#мывместе #мыедины #россияобъединяет
Всероссийская акция “Ночь искусств” – ежегодная культурно-образовательная акция, которая дает зрителям возможность бесплатно посетить театры, музеи, библиотеки и другие культурные площадки.
Акция ежегодно проходит в 85 регионах Российской Федерации.
«Ночь искусств» приурочена ко Дню народного единства, который отмечается в России сегодня, 4 ноября.
Акция проходит при поддержке Министерства культуры РФ, социальных сетей «Вконтакте» и «Одноклассники». Партнерами «Ночи искусств» также являются платформы «PRO.Культура.РФ», «Клипы ВКонтакте», проект «Культурный регион».
Впервые акция «Ночь искусств» состоялась в Москве в 2013 году, впоследствии к ней присоединились некоторые другие города и регионы. Акция объединила ставшие популярными фестивали «Ночь музеев», «Библионочь», «Ночь музыки» и другие. В 2013 году в ней приняло участие 150 учреждений культуры.
В рамках акции проводятся встречи с писателями, актерами, художниками и музыкантами, мастер-классы, концерты, спектакли, выставки.
Разножанровость культурных событий «Ночи искусств», а также ежегодное проведение акции в День народного единства сформировали логичный слоган акции: «Искусство объединяет».
Сегодня, в День народного единства, в рамках акции «Ночь искусств» мы хотим вам предложить видео-путешествие «Славный день в истории России».
Вы совершите виртуальную экскурсию в далекое историческое прошлое нашей страны. Для Вас оживут страницы истории нашей страны: будет рассказано об историческом прошлом Руси, об истории праздника, о событиях 400-летней давности. Что именно 4 ноября 1612 года два русских героя — Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский изгнали из Московского Кремля польских захватчиков, тем самым, положив конец тридцатилетнему периоду, который историки называют Смутным временем, о славном подвиге защитников нашей земли.
https://cloud.mail.ru/public/RD5t/nW2GNtCZZ
Вторая тема «Ночи искусств» в 2021 году —
многообразие культур России.
Россия – многонациональное государство, где проживает более 190 народов. Каждый из них бережно хранит своё культурное наследие.
Предлагаем вам вспомнить старинные русские традиции и обычаи.
У славянских народов в недалеком прошлом исчисление времени велось по церковным праздникам и постам. События русской деревенской жизни происходили «на Сретенье», «на Благовещенье», «в Петровки», «на Казанскую», и были связаны с памятными датами церковного календаря, который тесно переплетался с древними, дохристианскими (языческими) поверьями и приметами. Не было дня в году, не отмеченного поминовением какого-либо одного, а чаще нескольких святых — поэтому народ прекрасно обходился без привычных современному человеку чисел и месяцев.
Провинциальное дворянство также вело счет дням не по официальному календарю. Достаточно процитировать отрывок из романа И.А. Гончарова «Обломов», чтобы представить типичную картину того времени: «Они вели счет времени по праздникам, по временам года, по разным семейным и домашним случаям, не ссылаясь никогда ни на месяцы, ни на числа…»
Филипп на Благовещенье
Ушел, а на Казанскую
Я сына родила.
Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Мы, люди 21 века, живем в новых динамичных ритмах. Но природа по-прежнему верна своим циклам смены сезонов. Как работают народные приметы сегодня? Следите за народным календарем, сверяйте его сведения с днем сегодняшним!
14 ноября – Кузьминки осенние. Приметы и традиции дня
Православная церковь чтит память святых Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна) – двух братьев, обладавшим даром целительства и никогда не бравших плату за свои труды, из-за чего их прозвали бессребренниками.
У святых братьев просят заступничества во исцеление от недугов, помощи в трудном учении и мире в семье.
Богатые люди сегодня посылали неимущим птицу и яйца.
В народном календаре существуют летние кузьминки (14 июля) и Осенние (14 ноября). осенние кузьминки считались девичьим праздником и сопровождались молодежными посиделками с застольем, пенными ячменными напитками, песнями и плясками. Так что да, 14 ноября в этом году попадает на субботу – самое время устроить молодежную вечеринку!
Начало ноября – зимний Кузьма и Демьян, в честь памяти святых бессребреников Космы и Дамиана. Сельские мужики почитали братьев как искусных кузнечных мастеров. В деревне этот день называли кузьминками, еще курьими поминками, т.к. ноябрь – время забоя кур. Для женщин наступало время заниматься пряжей. Кузьминками девушки начинали череду девичьих праздников. На эти дни девушки откупали в деревне самый просторный дом, накрывали стол. Из соломы и сухой травы делали чучело, нарекали Кузьмою. На вечеринку приходили парни. Начиналась потешная свадьба. Неожиданно Кузьма умирал, тут же устраивали потешные похороны. Чучело укладывали в корыто, за селом его сжигали или топили в реке. При этом громко кричали, били в тазы. Этими действиями, по древнему поверью, прогоняли нечистую силу от деревни, чтобы она не мешала пережить долгую зиму. Веселье продолжалось до утра.
Интересно, что в некоторых селах девушки поручали парням «добыть» курицу для застолья, – то есть ее надо было украсть. Что парни и проделывали в сумерках, с огромным переполохом и кудахтаньем. Сегодня к этому обычаю относились спокойно, хотя в сердцах и могли огреть ухватом, – если поймают с курицей под мышкой, конечно!
Для девушки сегодня познакомиться с одиноким мужчинам сулит счастливый брак.
С языческих времен дошло еще одно название дня – курьи именины Как следует из названия, героем дня являлись куры.
Сегодня на столе обязательно должны быть блюда из курицы. Этот обычай связывали с деньгами: съесть сегодня курицу – к изобилию весь год. Гвоздем программы для вечеринки в народных традициях будет курник – пирог с курятиной.
Чтобы излечиться от болезни, больным в этот день давали съесть куриное сердечко.
Петух стоит на одной лапе – к морозам.
Сегодня можно и нужно подавать милостыню, однако при этом ни в коем случае нельзя смотреть в глаза просящему – считается, что его участь может вам передаться.
Найти на Кузьминки кошелек – к большому неожиданному богатству, наследству.
Наоборот, потерять кошелек – к финансовым неурядицам.
Обычно считается, что умываться ключевой водой полезно для молодости и красоты. Но не сегодня. Сегодня это может, наоборот, смыть красоту с лица.
В ночь на Кузьминки в доме мяучет кошка – скоро придет радостная весть.
Если день сегодня теплый – вся зима такой будет.
Снег уже лег основательно – к высокому весеннему половодью.
Реки и озера покрылись льдом – зима пришла, и оттепели ждать уже не стоит.
Кузьминки были еще и молодежным праздником. Девушки собирались вместе в свободной избе, накрывали на стол (обязательным блюдом считалась каша) и приглашали холостых парней. Посиделки нередко продолжались до рассвета, а после молодые люди, расправившись с угощением, отправлялись воровать соседских кур.
Яйца, которые несли «челобитные куры», считали лечебными. С домашней птицей связан еще один обычай. В этот день справляли курьи именины. Богатые люди отправляли кур в подарок бедным родственникам. Крестьянки приносили птиц в дар боярыням, а те в ответ одаривали их лентами. Таких «челобитных кур» было принято содержать в почете — кормить овсом, ячменем и никогда не убивать. А яйца, которые они несли, считали лечебными.
В день Кузьмы и Демьяна обращали внимание на приметы погоды. Если день выдавался снежным — следовало ждать весной большого разлива рек. Лист, оставшийся на дереве до Кузьминок, предвещал мороз следующей зимой.
Фольклорный обряд Кузьминки, ансамбль Хусточка.
https://www.youtube.com/watch?v=2tQK26VGhfA
Фрагмент русского народного праздника “Кузьминки”
https://www.youtube.com/watch?v=SN-MGyJfWbI
Тест: Знаете ли вы народные приметы?
В народных приметах сохранились многовековые знания и представления наших предков об окружающем мире — иногда поразительно точные, иногда нелогичные и совершенно непредсказуемые. Пройдите тест в «Культура.РФ» и узнайте, разбираетесь ли вы в старинных поверьях, и не забудьте поделиться результатом с друзьями.
https://www.culture.ru/materials/255965/test-znaete-l..
“Детские” русские традиции
Что такое «бабкина каша», как можно было «застричь язык» ребенку и кому дарить подарок на первый зубик? Многие русские традиции, которые были связаны с рождением и воспитанием детей, сохранились и сегодня. Рассказываем о самых популярных ритуалах, а заодно — о происхождении некоторых устойчивых выражений.
Что такое «принести в подоле»
В современном языке это выражение означает «родить внебрачного ребенка», а еще 100 лет назад в подолах нередко приносили младенцев замужние крестьянки — в прямом смысле. Будущая мать работала до самых родов, которые могли начаться где угодно.
«В доме справляет всю домашнюю работу, и в поле — вяжет, полет, молотит, берет конопли, сажает или копает картофель, вплоть до самых родов. Иные женщины рожают, не домесив хлебов. Иные родят в поле, иные в тряской телеге». (Ольга Семёнова-Тян-Шанская, этнограф. Из книги «Жизнь Ивана»)
Обычно к такому развитию событий не готовились и вещей для новорожденного с собой не носили. Иногда мать заворачивала ребенка в платок, а иногда просто несла домой в подоле платья или в фартуке.
В «Пословицах русского народа» Владимира Даля встречается выражение «Бычок-третьячок (о баловне). В подоле выношен». «Носить в подоле» означало также «баловать».
Крещение: «бабкина каша» и «обмывание копытец»
Крестили детей обычно на второй-третий или сороковой день после рождения. Родители и гости проводили множество обрядов, которые должны были привлечь к новорожденному счастье, красоту и богатство. Сто лет назад на крестины готовили кутью — сегодня это блюдо подают лишь на поминки. Крестильная каша была скоромной: к пшенице или ячменю, помимо традиционного меда и изюма, добавляли сливочное масло, молоко, яйца. Готовила блюдо повитуха — «бабка». «Бабкину кашу» выносили в конце застолья, крестные ее «выкупали», заплатив несколько монет. Отцу ребенка «бабка» подавала пересоленную и сильно перченную кашу, приговаривая: «Каково солоно было матери родить тебе сына, такова и тебе будет эта каша».
Выражение «обмыть копыта» описано в Толковом словаре Даля, оно означало «выпить могарычи по продаже лошади». Однако этот ритуал проводили и на крестильном застолье. В конце торжества все гости выпивали за здоровье младенца и дарили ему подарки, это и называлось «обмыть ножки» или «обмыть копытца». Иногда детские стопы во время обряда действительно омывали вином. Сегодня это выражение означает практически то же самое — «отпраздновать рождение ребенка, выпить за его здоровье».
Ложечка на первый зубок
Первоначально «на зубок» по русскому обычаю одаривали мать — чаще всего на крестильном пиру. «Положить роженице на зубок, позолотить, посеребрить зубок, дарить роженицу», — зафиксировал в своем словаре Владимир Даль. В Толковом словаре 1935–1940 годов под редакцией Дмитрия Ушакова выражение трактуется уже как подношение ребенку: «На зубок подарить (разг. устар.) — сделать какой-нибудь подарок новорожденному». Обеспеченные люди старались одарить серебряной вещью, отсюда «посеребрить зубок». А так как ложка на Руси была предметом индивидуального пользования, как сегодня зубная щетка, то и думать долго не надо было: новому члену семьи нужна своя ложечка. Позже ее стали дарить, когда прорезался первый зуб — с этого момента ребенку начинали давать твердую пищу, и прибор оказывался как нельзя кстати.
Кот, колыбельные, Дрёма: убаюкивающие обряды
Чтобы малыш хорошо спал, в зыбку клали осиновую кору или камешек. Иногда в новую кроватку пускали спать кота — главного персонажа многих колыбельных песен.
«Помогал» укачивать младенцев Дрёма. В «Словаре русских суеверий, заклинаний, примет и поверий» его описывали как «вечерний или ночной дух в образе доброй старушки с мягкими, ласковыми руками или же в обличье маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом».
Ваня будет спать,
Котик Ваню качать.
А котик его качать
Да, серенький, величать.
Сон да Дрёма,
Усыпи мое дитя!
Во многих регионах существовала примета: нельзя качать пустую колыбель. Это якобы могло вызвать у ребенка бессонницу, а у матери — скорую новую беременность. Позже качание пустой колыбели стали связывать со смертью младенца. Подобный запрет и сегодня распространен в Северной Европе, на Кавказе, в Казахстане и других странах. В России его перенесли и на детские коляски.
Время первой стрижки
В древности волосы стригли по определенным поводам. Например, вплоть до XX века обычай «обрезания косы» бытовал на свадьбах: невесту слегка постригали или расчесывали ей волосы. До наших дней дошли и отзвуки детских обрядов, отмечавших разные стадии взросления. Первый раз ребенка полагалось стричь в год. Считалось, что, если постричь ребенка до года, можно «укротить ум» или «застричь язык» — помешать развитию речи. После года детей стригли каждый Чистый четверг, сажая на шубу — это олицетворяло будущее богатство.
Мышка вместо Зубной феи
История современной Зубной феи началась в конце XIX века. Сказку о ней создал писатель Луис Колома. Ее заказала для своего маленького сына-короля Альфонса XIII его мать-регентша королева Мария Кристина. За 1000 лет до этого обычай вознаграждать малышей был известен у викингов, которые носили молочные зубы как талисманы на удачу в бою. На Руси подарков в таких случаях не полагалось, однако особый ритуал существовал. Чтобы у ребенка росли крепкие и здоровые зубы, полагалось стать спиной к печке, закинуть выпавший молочный зуб через плечо и сказать: «Мышка, мышка! На тебе костяной зуб, а мне дай железный!» Или: «Мышка, мышка, вот тебе зуб репяной, дай мне костяной!».
Учение с 7 лет
В семь лет у детей начинался особый возраст. Считалось, что они проходят первый серьезный этап взросления. Если до этого все бегали в рубашонках, а во «взрослую» одежду наряжались только по праздникам, то после семи мальчики начинали носить штаны, а девочки — сарафаны и юбки. С этого времени детей учили грамоте. В былине о богатыре Добрыне Никитиче рассказывалось: «А и будет Добрыня семи годов, / Присадила его матушка грамоте учиться».
Крестьянская семья воспитывала детей в труде. Им поручали посильную работу: пасти лошадей, загонять скотину, собирать с поля картошку. Девочки оставались при матери и учились разогревать и готовить еду, прясть и нянчить младших детей. А мальчики с этого времени находились при отце и учились мужским занятиям.
Русская народная песня
Один мудрец, живший в древности, сказал: чтобы понять душу народа, нужно услышать его музыку.
Русская музыка так же многогранна, удивительна, глубока и противоречива, как сам русский человек, как вся история русского народа.
Музыкальная культура нашей страны корнями уходит глубоко в древность. Прорастая через века, она обогащала и обогащает мировую культуру бессмертными произведениями.
Прекрасны народные песни России. Вплоть до середины XX века в каждом селе, в каждой области существовали свои песенные традиции, свои наигрыши, свои мелодии, тексты. Благодаря ученым-этнографам они записаны, и можно услышать, как пели в старину долгие протяжные и сказывали былины, как причитали на свадьбе, когда расплетали невесте косу, как звучит воронежский рожок, а как – курские кугиклы.
Каждый человек имеет своё лицо, свой характер, – так же каждый город, каждая область в России не похожи друг на друга, и народные песни у всякого села были свои. Северные песни не похожи на южнорусские и казачьи, напевы сел Западной России разительно отличаются от сибирских. Такое различие связано с диалектными особенностями и с климатическими, природными условиями каждого региона. В южнорусских степях песня звучит широко, просторно, а на севере, где, как говорят в народе, и «рот-то широко не откроешь – холодно», напев в песне словно бусинки перекатывается или поземкой ползет. На западе, в Брянске, который в старину назывался Дебрянском из-за непроходимых лесов, поют гукальные песни, высокие, с громкими вскриками в конце строфы, чтобы поймать эхо и по звуку определить, прогрелась ли земля после зимы. Казачьи песни передают характер смелых, вольных людей, в исторических песнях донских, кубанских, оренбургских, терских, уральских и других казачьих войск рассказывается о походах, сражениях и победах славных защитников Государства Российского. В их строевых песнях чувствуется ритм упругой конской поступи, плясовые песни наполнены страстью и горячностью, а протяжные – бесконечны в своей тоске, красоте и грусти.
Протяжные песни, романсы, плясовые и частушки, скоморошины и былины – народная музыка явилась главной вдохновляющей силой для большинства русских композиторов. «Создает музыку народ, а мы же, композиторы, только аранжируем ее», – говорил Михаил Иванович Глинка. Со времен становления русской классической музыки и до наших дней фольклор питал русскую композиторскую школу. Множество произведений написано с использованием подлинных народных песен и наигрышей. Великие музыканты начинали свое восхождение к творческой славе изучения русской бытовой песни еще в XVIII веке. Среди первых ее собирателей были – Николай Андреевич Римский-Корсаков, Милий Алексеевич Балакирев, Анатолий Константинович Лядов и другие.
Народная музыка и сегодня остается востребованной, потому что для самоощущения и самосознания человека необходимо восприятие живой традиции: оно дает людям возможность почувствовать связь с родной землей, с родным народом, ощутить уникальность родной культуры и силу, сокрытую в нём самом. «Наши народные песни – это грандиозное сокровище», – писал композитор Георгий Свиридов. В них есть все, что нужно… Это музыка нашего будущего».
Предлагаем посмотреть и послушать несколько песен
русского народного фольклорного ансамбля «Ручейки» Малонакаряковского СДК.